Адаптация пятиклассников
10.12.2022Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это важный момент в жизни школьника. И хотя каждая школа – сложный организм, многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Большинство пятиклассников указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это важный момент в жизни школьника. И хотя каждая школа – сложный организм, многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Большинство пятиклассников указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
- Появление большого количества новых учителей. Ко всем им нужно привыкнуть, запомнить и научиться правильно выполнять требования каждого;
- Большое количество кабинетов, расположение и номера которых нужно запомнить, умудрившись не заблудиться в новом здании школы;
- Новый, незнакомый классный руководитель;
- Конфликты со старшеклассниками. В средней школе, пятиклассник - новичок. Он самый маленький и неопытный. В связи с этим может нарастать волнение, связанное с проблемами со старшеклассниками, которые часто могут возникать в коридоре, туалете или столовой.
- Возрастает и темп работы. Приходится быстрее писать, быстрее читать и соображать. Увеличивающийся объем информации не всегда успевает правильно накопиться и усвоиться. Те, кто раньше писал медленно, не успевают записывать под более быструю диктовку учителя. Отличающиеся особой медлительностью - дойти до нужного кабинета вовремя и т.д.
- Возрастают объемы домашнего задания, требования к оформлению работ и их выполнению;
- отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.
Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст 10-11 лет является этапным, поворотным, когда растущий человек переходит из эпохи детства в эпоху подросткового периода. Пятиклассникам свойственно:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- ярко выраженная эмоциональность;
- повышенный интерес к спорту.
Рекомендации учителям-предметникам:
- Учитывайте трудности адаптационного периода и возрастные особенности при выборе способа подачи материала.
- Постарайтесь наладить эмоциональную связь с классом.
- Познакомьте учеников с более рациональными способами выполнения домашнего задания по вашему предмету.
- Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
- Дополнительные предметные требования лучше вводить постепенно. Они должны быть чёткими, последовательными, устойчивыми. В каждом случае желательно объяснять, почему необходимо то или иное требование или правило.
- Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
- Так как у большинства пятиклассников обычно затруднено восприятие информации на слух, а зрительное восприятие рассеянное, необходимо дублировать информацию (слуховая + зрительная форма), делать смысловые акценты, повторяя главное несколько раз в разных вариациях.
- Постарайтесь находить в ответах каждого ученика положительные моменты, что-то особенное или необычное и поощряйте его за это.
- Старайтесь создавать обстановку успеха, подбадривайте своих учеников, даже если у них не все получается.
- Не упускайте случая в конце урока приободрить перед всем классом тех, кто еще недостаточно уверен в себе, малоактивен, боится отвечать.
- Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
- Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
- Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д.
- Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
И помните, что при вашем неравнодушном участии, проблемный период в жизни пятиклашек очень скоро закончится, вознаградив вас активными и способными учениками.
Мы в соцсетях: