Аутоагрессия, самоповреждения (self-harm) у подростков
11.09.2023Аутоагрессия, самоповреждения (self-harm) у подростков
Аутоагрессия – это готовность ребёнка к агрессивному поведению направленного на самого себя, т.е. последовательности действий, направленных на нанесение физического или психического ущерба, вплоть до уничтожения самого себя.
В большинстве случаев самоповреждение является ответом на сильную эмоциональную, психологическую боль.
В подростковом возрасте чувства становятся очень бурными и импульсивными, не всегда контролируются и осознаются. При возникновении гнева, злости, обиды или сильных эмоциональных переживаний подросток выбирает себя объектом выплеска накопившегося негатива.
У подростков очень широкий спектр факторов, которые могут повлиять на формирование самоповреждающего поведения:
- Перенос агрессии с внешних объектов на себя. Общество не позволяет подростку выплескивать свои негативные эмоции, ему не разрешается кричать на кого-то, оскорблять и бить. Чтобы не терять свои позиции в социуме, но находить выход для своих эмоций, подросток делает себя объектом агрессии.
- Постоянно повышенное психическое напряжение. Пытаясь отвлечься от тяготеющих его переживаний, подросток, например, режет себе руки.
- Непринятие своего тела часто приводит к нанесению себе вреда особыми способами: отказом от пищи, изнуряющими тренировками, попытками украсить себя пирсингом или татуировкой.
- Недостаточно тесные взаимосвязи со значимыми людьми. Часто самоповреждения возникают у подростков, воспитывающихся в авторитарных и либеральных семьях. В первом случае в связи с постоянными упреками, не всегда обоснованными повышениями голоса и вездесущим контролем ребенок не чувствует, что его любят. Во втором – родители не демонстрируют практически никакой заинтересованности жизнью подростка, поэтому он, пытаясь заслужить их любовь, привлекает их внимание с помощью самоповреждений.
- Чувство вины. Стараясь от него избавиться, подросток начинает наказывать сам себя, в том числе самообвинениями, самоунижениями и самоповреждениями.
- Демонстративное поведение. Человек пытается привлечь внимание взрослых и близких людей к себе, своему состоянию и переживаниям, находясь в поиске сочувствия и понимания.
- Социальные факторы (неблагополучие, пережитое насилие: физическое, психологическое, сексуальное).
- Ощущение внутренней эмоциональной пустоты, потерянности, одиночества.
Основные виды самоповреждающего поведения:
- Порезы;
- Ожоги;
- Удары;
- Злоупотребление алкоголем, наркотиками;
- Отказ от пищи и воды;
- Навязчивое стремление выдёргивать волосы на голове и теле;
- Расцарапывание кожи и др.
Подросток, с одной стороны, отлично понимает, что самоповреждения – это отрицательное явление. С другой – он не полностью осознает, что некоторый вред, который он себе наносит, может привести к реально серьезным последствиям. Поэтому подростки – это та группа людей, с которой обязательно проведение психологической работы сразу после того, как была выявлена первая попытка самоповреждения, а также постоянный мониторинг состояния со стороны родителей, педагогов и психолога.
Для предотвращения возникновения самоповреждающего поведения и аутоагрессии у подростка необходимо наличие теплых отношений в кругу семьи. Если он знает, что в любой ситуации его примут, поймут и поддержат, то причин для аутоагрессии у него, скорее всего, не появится.
Также хорошей профилактикой такого поведения является обучение ребенка в более раннем возрасте навыкам адекватного взаимодействия с членами социума, позитивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, методам противостояния стрессу, навыкам эмоциональной саморегуляции и выплеска негатива в безопасное русло.
Как общаться с подростком склонным к аутоагрессивным действиям:
- Не стыдите подростка и не осуждайте его поведение, это может вызвать протестную реакцию. Скажите о своём желании помочь, постарайтесь выслушать и понять проблемы подростка.
- Стараться оставаться в контакте с подростком: меньше критиковать, больше поддерживать, сдерживать контроль, но и не пускать ситуацию на самотек.
- По возможности порекомендуйте ему обратиться за анонимной психологической помощью к квалифицированному специалисту или организуйте такую встречу в безопасной для подростка обстановке.
- Разговаривать с подростком, увлекаться его жизнью, примерно представлять круг знакомых и интересов.
- Учить адекватным стратегиям поведения в конфликте.
- Учить справляться с сильными негативными эмоциональными состояниями адаптивными способами.
- Обратите внимание подростка на его положительные качества, достоинства, ситуации успеха в прошлом.
Помните, что дети и подростки в трудных ситуациях особенно нуждаются в чутком поддерживающем отношении взрослых!
Мы в соцсетях: