Профилактика зависимого поведения среди несовершеннолетних
21.09.2023Профилактика зависимого поведения
среди несовершеннолетних
Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния посредством приёма ПАВ или постоянной фиксации внимания на определённых предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Выбор аддиктивной стратегии поведения подростка обусловлен трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям. Стремясь уйти от реальности, подростки пытаются искусственным путём изменить своё психическое состояние. На формирование зависимого поведения влияет комплекс факторов – биологических, психологических, социальных:
- индивидуально-опосредованные (неадекватная самооценка, сложности в общения, несостоятельность в учебе, слабость волевой сферы);
- социально-опосредованные (стрессы, отсутствие интересов, попадание в «дурную» компанию);
- неверные стили воспитания, проблемные семейные отношения;
- родовая травма, черепно-мозговая травма, ослабленное здоровье, дефекты физического развития), наличие среди родственников зависимых от алкоголя или наркотиков лиц и др.
Признаки употребления подростком ПАВ:
- Изменение речи: нечеткость, невнятность речи, замедленность, ускорение или подчеркнутая выразительность;
- Изменение слюноотделения: осиплость голоса, сухость губ, сухость во рту или повышенное слюноотделение;
- Сильно расширенные или сильно суженные зрачки, которые не реагируют на свет;
- Изменение цвета кожи: покраснение верхней части тела и лица или же наоборот – излишняя бледность;
- Изменение координации движений: нарушенный почерк, покачивание в положении сидя туловища, неустойчивость при ходьбе, плавность движений или скорость;
- Изменение двигательной активности: стремление к покою, расслабленность, вялость, обездвиженность или неусидчивость, избыточность движений, повышенная жестикуляция;
- Изменение сознания: помрачение, искажение, сужение;
- Внешний вид может напоминать алкогольное опьянение, но запаха спиртного от человека не будет;
- Порезы на предплечьях, синяки;
- Точечные следы от уколов по ходу вен, кистях рук, ногах;
- Неустойчивое эмоциональное состояние, внезапные и резкие изменения отношения к чему-либо, подъём настроения, сменяемый вспышками раздражительности, злобы, паники, агрессивности, враждебности без понятной причины;
- Заметное уменьшение или возрастание аппетита и жажды и др.
Наличие нескольких признаков должно вызвать подозрение. В таких случаях необходимо попытаться незамедлительно выяснить причины появления данных признаков.
Что необходимо предпринимать педагогу, при подозрении, что учащийся употребляет психоактивные вещества:
Решающим признаком употребления подростком ПАВ является состояние наркотического опьянения, выявленное специалистом.
- Сообщить законным представителям и администрации школы;
- Постараться убедить ребенка в необходимости обращения за медицинской помощью.
- Предложение помощи подростку должно быть корректным.
- Необходимым представляется информировать учащегося и его родителей об учреждениях оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним (УЗ «ГОКЦ «Психиатрия-наркология»). Особо следует сказать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях.
- При работе с подростком, употребляющим психоактивные вещества, надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.
Аддиктивное поведение при регулярном потреблении ПАВ может трансформироваться в зависимость – синдром, сочетающий в себе комплекс поведенческих, когнитивных и физиологических явлений, при которых употребление ПАВ занимает в системе ценностей ведущее место.
Становление, формирование наркомани характеризуется развитием трёх основных признаков: психической зависимости, физической зависимости и толерантности.
Наиболее эффективным способом предупреждения и прекращения употребления учащимися подросткового и юношеского возраста ПАВ является своевременная первичная и вторичная профилактическая работа.
Мы в соцсетях: