Родительский университет
14.03.2024Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Мотивы суицидального поведения в подростковом возрасте (основные):
▪ переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
▪ действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
▪ переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
▪ чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
▪ боязнь позора, насмешек или унижения;
▪ страх наказания;
▪ любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
▪ чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
▪ желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
Факторы и ситуации суицидального риска:
- Психическое неблагополучие как факторы риска:
- предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Кроме того, среди ведущих факторов риска можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства;
- депрессивное состояние, эмоциональные проблемы (расстройство настроения, тревожное состояние, чувство безнадежности);
- злоупотребление психоактивными веществами. В подростковой и молодёжной среде в возрасте 16 лет и старше злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств;
- расстройство личности. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности как: импульсивность, агрессивность, депрессивность со склонностью к навязчивостям.
- Семейные факторы риска (взаимоотношения в семье):
- конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией;
- суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых;
- События жизни:
- крушение романтических отношений;
- неспособность справиться с трудностями учебной программы;
- насилие;
- иные жизненные стресс-факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу;
- дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.
Роль семьи в оказании помощи подросткам в кризисной ситуации.
Раннему выявлению суицидального поведения способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется поведенческая составляющая, внешний вид, эмоциональные реакции, отношения с одноклассниками, друзьями, интересы и т.д. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.
Признаки суицидального поведения подростков:
- Поведенческие индикаторы:
- Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
- Самоизоляция от других людей и жизни;
- Резкое снижение повседневной активности;
- Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
- Выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийством;
- Частое прослушивание траурной и печальной музыки;
- «Приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);
- Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отделяющие от близких;
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам;
- Нарушение дисциплины или снижение качества учёбы и связанные с этим неприятности;
- Расставание с дорогими вещами или деньгами;
- Приобретение средств для совершения суицида.
- Коммуникативные индикаторы:
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное);
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;
- Уверения в беспомощности и зависимости от других;
- Прощание;
- Сообщение о конкретном плане суицида;
- Самообвинения.
- Когнитивные индикаторы:
- Разрешающие установки относительно суицидального поведения;
- Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
- Представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
- Представление о мире как месте потерь и разочарований;
- Представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
- «Туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
- Наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.
Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.
- Эмоциональные индикаторы:
- Безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
- Переживание горя;
- Несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;
- Вина или ощущение неудачи, поражения;
- Чрезмерные опасения или страхи;
- Чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
- Рассеянность или растерянность.
- Ситуационные индикаторы:
- смерть любимого человека;
- сексуальное насилие;
- денежные долги;
- раскаяние за совершенное предательство;
- угроза тюремного заключения;
- угроза физической расправы;
- получение тяжелой инвалидности;
- неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти;
- измена или уход любимого человека;
- ревность;
- публичное унижение;
- коллективная травля;
- одиночество, тоска, усталость.
Для предупреждения подростковых суицидов можно сделать многое. Исследование ученых показало, что почти половина подростков делятся своими депрессивными переживаниями с родителями. При этом многие самоубийства происходят дома, причем родители часто находятся буквально в соседней комнате.
Недостаток общения приводит к этим страшным, совершенно недетским поступкам. Любому ребенку нужна помощь в развитии собственного «я», ему нужен человек, с которым он может поделиться проблемами. Вот почему так важно общаться с ним на самые разные темы.
Очевидно, что улучшение взаимоотношений в семье может снизить частоту самоубийств у подростков. В противном случае, если родители вместо искреннего отклика на заботы и волнения своих детей будут использовать формальный авторитет, такие эксцессы будут учащаться.
Не стоит забывать и о том, что многие жизненные трагедии подростка для разумного взрослого человека кажутся пустяковыми. Поэтому, разговаривая с ребенком, нужно серьезно относиться к любым его незначительным трудностям в общении со сверстниками, в учебе, в отношениях с учителями.
Если ваш ребенок замкнут, не имеет друзей, прогуливает школу – это серьезный повод для беспокойства. В этом случае необходимо поговорить не только с ним самим, но и с учителями, одноклассниками. Важно понять причину такой закрытости.
Любое изменение в его поведении должно настораживать: стал ли он угрюм или замкнут или наоборот, излишне возбудим, является поводом для того, чтобы обратить на него внимание.
Мы в соцсетях: