Добро пожаловать на официальный сайт
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Гродно Государственное учреждение образования "Гимназия №7 имени В.Т.Колокольникова г. Гродно"
Версия для слабовидящих
РУ БЕ EN
ГЛАВНОЕ
МЕНЮ
  • Главная
  • О гимназии
    • Государственная аккредитация и лицензирование
    • Администрация
    • Учительский коллектив
    • Цели и задачи
    • Нормативная-база 2022/2023
    • Миссия нашей гимназии
    • Гимназия № 7 имени В.Т.Колокольникова
    • Противодействие коррупции
    • Закрепленные жилые дома
  • Жизнь гимназии
    • История, традиции, достижения
    • Инновации
    • Культурный облик города
    • Виртуальный кабинет
    • Спортивные сооружения
    • Каникулы 2022/2023 учебный год
    • Новости
  • Обращения
    • Электронное обращение
    • График приёма граждан
    • Вышестоящие государственные органы
    • Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц
    • Нормативная документация
    • Телефон горячей линии, телефон доверия
  • Одно окно
    • Административные процедуры
    • Контакты
    • Банковские реквизиты
    • Права и обязанности заинтересованных лиц
    • Порядок обжалования решений
    • Образцы заявлений государственного учреждения образования «Гимназия №7 имени В.Т.Колокольникова г.Гродно»
    • Формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административной процедуры
    • Портал рейтинговой оценки
    • Часто задаваемые вопросы
  • Воспитательная работа
    • Шестой школьный день
    • Школа Активного гражданина
    • Военно-патриотическое воспитание
    • Год исторической памяти
    • СППС
    • Пионерская дружина им. Петра Клыпы
    • БРСМ
    • Отряд волонтеров "Добрые сердца"
    • ИБЦ
    • Безопасность
    • 2023 год-год мира и созидания
  • Педагогам
    • Методический кабинет гимназии № 7 имени В.Т.Колокольникова
    • Профсоюзный комитет
    • Учителю-предметнику
    • Классному руководителю
    • Молодому специалисту
    • Цифровая трансформация
    • Интернет-ресурсы
    • Советы психолога педагогам
    • Приказ о правилах поведения педагогических работников
  • Учащимся
    • Расписание звонков
    • Факультативные занятия
    • Профориентация
    • Правила внутреннего распорядка
    • Выпускнику
    • Советы психолога учащимся
  • Родителям
    • Прием в гимназию
    • Плата за пользование учебниками
    • Попечительский совет
    • Платные услуги и стоимость
    • Питание 2022/2023
    • Школьная форма-это стильно
    • Советы психолога родителям
    • Советы дефектолога
    • Родительский университет
    • Родительские собрания
    • Акция «Детство – территория Добра и Закона»
  • Сервисы
    • Карта сайта
    • Результаты опросов
Главная » Учащимся » Профориентация » Для выбирающих профессию

Для выбирающих профессию

  • Памятка выбирающему профессию
  • Интересные сайты
  • Выбор профессии
  • Ошибки и затруднения при выборе профессии
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все "за" и "против".

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:
• Изучи глубже самого себя:
разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов. Наметь предварительно избираемую про¬фессию или группу родственных профессий.
• Побеседуй с представителями избираемых Профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически — и действуй!
• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ
1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил; самообразование, поступление в учебное заве¬дение, подготовительные курсы).
4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настой¬чивость. терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основно¬го варианта.
ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ
ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ: правильно выбрать профессию может человек четко осознавший:
• Что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации)
• Что он есть (знающий свои личностные и физические особенности)
• Что он может (знающий свои склонности, способности, дарования)
• Что от него потребует работа и трудовой коллектив.
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ: выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ: профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в Дни открытых дверей, самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ: отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это -психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Интересные сайты Для тех Кто хочет выбрать профессию правильно


Когда подросток заканчивает школу, встает проблема выбора профессии, аргументы за, против, аж голова идет кругом от обилия информации. Количество различных специальностей на данный момент – несколько тысяч, у каждой есть своя специфика, особенности.

http://kudapostupat.by/tests — тест на профессию  «Кем быть — куда пойти учиться» (on-line тест) 

http://moeobrazovanie.ru/testy_na_vybor_professii/test_na_proforientaciju_kem_rabotat.html - тест на профориентацию «Кем работать?» (on-line тест) 

http://smartia.me/tests/ -  on-line тесты на профориентацию. 

http://www.proforientator.ru/tests  - тест по профориентации, тесты на профессию (on-line тесты): 

 

 

Выбор профессии – не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
  • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Особенно размышляй над тем, как осуществить свою мечту.
  • Не старайся поступить туда, куда поступить твои друзья. Поверь, ты найдёшь себе новых друзей, тем более вы будете заниматься тем, что вам интересно.
  • Разузнай больше о той профессии, которую тебе хочется выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придётся работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
  • Отдавай себе отчёт, что решение не может быть абсолютны и что в любое время в твой жизни могут произойти перемены.
  • Попробуй протестироваться у психолога. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
  • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
  • Не поддавайся чувству страха -  это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
  • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Постарайся узнать всё: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после обучения. Это поможет сложиться представлению, что делать дальше.
  • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях – это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе. 

Типичные ошибки при выборе профессии:

  • Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища.
  • Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
  • Выбор «за компанию» с друзьями.
  • Перенос отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
  • Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии. Недостаточное знание профессии.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Устарелые представления, незнание особенностей профессии.
  • Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.
  • Пренебрежение к некоторым важным для хозяйства страны профессиям.
  • Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.
  • Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии.
  • Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. 

При выборе профессии нужно:

  • Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда.
  • Определиться в своих интересах.
  • Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию.
  • Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора.
  • Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
  • Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья).
  • Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.

 Выбирая профессии, важно:

  • Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.
  • Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  • Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости. 

Выбирая учебное заведение:

  • Узнайте вес об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
  • Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
  • Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
  • Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
  • Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
  • Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

 

Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, т.к. часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Остановимся подробнее на наиболее часто встречающихся причинах, приводящих к неправильному выбору профессии.
 
 1. Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

 

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора «кота в мешке».

 2. Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или   доходность.

Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее. Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

3. Выбор профессии под влиянием товарищей («за компанию», чтобы не отстать).

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда такой выбор может оказаться успешным – ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

 4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму   профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. А если, наоборот повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

        5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

        6. Автоматический перенос интереса к школьному предмету на будущую   профессию, когда уверенная десятка по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии.

Одно дело любить книги, и совсем другое – быть учителем без педагогических   способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.

       7. Игнорировать собственные способности и интересы.

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду. Иногда люди считают это вообще не важным (буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

       8. Незнание/недооценка своих физических особенностей, существенных при  выборе профессии.

Любая профессия предъявляет определенные требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья.

         9. Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его  получения.

Более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, неважно по какой специальности.

 10. Прислушиваться к мнению людей, некомпетентных в вопросах выбора профессии.

Обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий. Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения. Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.

Типы профессий

«Человек – Техника»

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Связаны:

  1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик…);
  2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея…);
  3. с ремонтом техники (механик, электромонтер…).

Склонности и предпочтения:

  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.

Выраженные способности:

  • технический склад ума;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость.

 

«Человек – Природа»

В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.

Связаны:

  1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог…);
  2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
  3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар…).

Склонности и предпочтения:

  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу…);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
  • ориентироваться в природных явлениях;
  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.

Выраженные способности:

  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.

 

«Человек — Знаковая система»

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

Профессии, связанные:

  1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка…);
  2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир…);
  3. с чертежами, картами;
  4. со схемами (штурман, чертежник, картограф…);
  5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист…).

Склонности и предпочтения:

  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  • искать и исправлять ошибки.

Выраженные способности:

  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.

«Человек — Художественный образ»

Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством.  Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Профессия данного типа связаны:

  1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор…);
  2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер…).

Склонности и предпочтения:

  • заниматься художественным оформлением, заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино…); сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене; изготавливать своими руками красивые вещи; петь, играть на музыкальных инструментах.

Выраженные способности:

  • яркое воображение; образное мышление; склонность к творчеству; гибкость чувств; специальные способности
  • развитость функциональных способностей
    (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

«Человек – Человек»

Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

  1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра…);
  2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель…),
  3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант…),
  4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор…)

 

Склонности и предпочтения:

  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми;
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

Выраженные способности:

  • развитые коммуникативные способности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия; наблюдательность;
  • организаторские способности.

Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая соответствует:

1 . Твоим интересам и склонностям

«ХОЧУ»

Это все, что ты выполняешь в школе и во внеурочное время с интересом, желанием, по собственной инициативе.

Если от выбранного дела ты получишь удовлетворение, то охотнее и эффективнее будешь трудиться и быстрее станешь профессионалом. Твои шансы найти высокооплачиваемую и престижную работу возрастут.

2 .Возможностям и способностям

«МОГУ»

Это деятельность, которая тебе по силам, отвечает уровню твоих знаний, умений, навыков, состоянию здоровья.

Есть дела, в которых ты не можешь добиться высоких результатов, а есть такие, которые ты выполняешь с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних.

  1. Спросу на рынке труда

«НАДО»

Необходимо учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица – не самое лучшее начало профессиональной карьеры.

Меню раздела

  • Об изменении Указа Президента Республики Беларусь от 27 января 2022 г. № 23
  • Правила приема учащихся на обучение в учреждения образования Министерства внутренних дел РБ
  • Учебные заведения Республики Беларусь
  • Целевая подготовка
  • Востребованные профессии г. Гродно
  • Для выбирающих профессию
  • Полезные сайты о профессиях
  • Советы и рекомендации
  • Тесты по профориентации

Обратите внимание:

Мы в соцсетях:

Instagram YouTube

Интернет-ресурсы:

Адрес: 230003, г. Гродно, пр. Космонавтов, 38б

Режим работы:
Понедельник - Пятница 8.30 - 17.00
Обед: 13.00-13.30
Телефон: 8(0152) 71-14-05

gymn7@oktobrgrodno.gov.by
Карта сайта


© Гимназия №7 г. Гродно, ВЕБ-МАСТЕРСКАЯ.БЕЛ